Цвет Размер шрифта Стиль шрифта Межбуквенный интервал Изображения
Черным по белому Стандарт Georgia Стандарт Отключить
Белым по черному Увеличенный Arial Увеличенный Включить
Синим по голубому Большой Verdana Большой

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад   "Солнышко"

Педагог-психолог в детском саду

Обучаемся, играя!

Кончается дошкольное детство. Пройдет ещё немного времени, и ребенку надо будет идти в школу. Конечно, конечно вы хотите, как можно подготовить его к этому серьезному событию.

Предостерегаем от ошибки, которую совершают многие родители: не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость. Главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно последовательно и целесообразно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их и надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть, даже невозможно достичь скупыми для ребенка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры-занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными (игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов) Давайте возможность в игре ребенку проявлять выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечать все достижения малыша, хвалите его за успехи и не ругайте за ошибки.

«Что такой длины? ширины? высоты?». Эта игра научит дошкольника обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную её длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующим, измерив его ширину. Следите, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди (вы и ваш ребенок).

«Угадай, что спрятано». В этой игре от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку её внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыплёнок). Если ребенок догадывается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующим прятать, и описывать будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предмет в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти заданный предмет на ощупь.

«Вы поедете на бал?». Эта игра рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый. Последний контролирует выполнение правил игры. Предложите ребёнку поиграть в вопросы и ответы по принципу известной игры «Вы поедете на бал?» Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т.п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибается, происходить смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Эту игру можно усложнить, вводя два запретных цвета или другие запретные слова, например «да» и «нет».

«Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов (можно начать с 5 – 6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: КОШКА – МОЛОКО, МАЛЬЧИК – МАШИНА, СТОЛ – ПИРОГ и т.п. Попросите ребенка запомнить второе слово из каждой пары. Затем вы называете первое слово пары, а ребенок должен назвать второе. Задание можно усложнять, увеличивая количество пар и подбирая в пары слова с отдельными смысловыми связями.

«Клады». Игра на развитие наглядно-образного мышления. Попробуйте вместе с ребенком вычертить план небольшого участка (детской площадки возле дома). На вашем плане можно условно изобразить: игровой павильон (1), качели (2), скамейки (3), столик (4), песочница (5). Незаметно спрячьте какую-нибудь игрушку. Отметьте на плане место спрятанной игрушки, а ребенок пусть попробует отыскать её. Можно сделать и наоборот: попросите ребенка спрятать предмет и отметить его на плане. Задание станет более сложным, если отыскивать «клады», находясь в разных местах площадки. Для этого ребенок должен уметь отличать место, где стоит сам.

«Назови соседей». Игра на развитие навыков счета. В игре могут участвовать двое и более человек. Играющие встают в круг, один берет в руки мяч. Он бросает мяч партнеру, называя число от одного до десяти. Поймавший мяч должен назвать соседние числа (числа на один больше и на один меньше названного). После этого он называет свое число и бросает мяч следующему.

Перед школой малыш должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить также в форме игры. Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?

Первоочередным является обучение детей звуковому анализу слов. Это умение формируется как особый мыслительный процесс, в ходе которого дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки. В процессе выделения отдельных звуков не следует требовать сразу дать характеристику звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.)

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Для выработки практического навыка деления слов на слоги мы проводим с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Воспитатель произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).

В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен задумать, поделить его на слоги, просчитать количество слогов и на счёт воспитателя «раз», «два», «три» быстро занять тот обруч-«домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в задуманном слове.

При установлении изучаемого звука в словах используются игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.

- Землю роет старый к…от (крот), под землёю он живёт.

- Прыгал птенчик по дорожке, и клевал большие к…ошки (крошки).

Какие звуки потерялись? («Р», «Л»).

В игре «Наоборот» дети закрепляют слова антонимы:

Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай … (конец)!

В игре с обручами под названием «Снежный ком» дети учатся подбирать прилагательные к существительному, используя перечисления.

В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Первый ребёнок называет слово, каждый последующий имеет право изменить лишь один звук в предыдущем слове, например: мышка – мишка – мошка – кошка – корка; форма – ферма – фирма.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора, маг, торг, гам). Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

«Похожие слова»: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу (Приятель — друг — враг; Грусть — радость — печаль и т.п.)

«Два приятеля»: придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

«Семейная олимпиада». В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Два брата». Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. (Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища). Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. (Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище).

«Назови ласково». Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает (Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое) и т.п.)

«Магазин посуды». Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету». Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное — яблоко, кресло, платье. Желтая — репа, краска, сумка. Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово». Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? (Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).        

«Найди картинку». Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; причал, море, капитан, палуба, моряк, берег и т.п.

«Скажи наоборот». Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло. (ДРУГ … ВРАГ; ДЕНЬ … НОЧЬ; РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) и т.д.

Игры на кухне

    Всем известно, что мамы много времени проводят на кухне.  А ведь на вашей кухне всегда найдется дело для ловких детских пальчиков. Попросите ребенка помочь вам:

Поиграйте с ребенком в слова:

Предложите ему искать на кухне слова. Какие слова можно «вынуть» из борща, винегрета, шкафа, плиты и т.д.?

Вспомните «вкусные» слова и «угостите» друг друга чем-нибудь вкусненьким. Ребенок  называет «вкусное» слово и «кладет» маме на ладошку, затем вы – ему, и так до тех пор, пока все «не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые» ит.д. слова.

Игры в ванной

Проводите игры в ванной комнате во время купания ребенка. Организуйте игру «Сколько воды в губке?». Возьмите кастрюлю, губку, чашку, стакан, ложку. В кастрюлю налейте немного воды, пусть ребенок положит в нее губку и выскажет свое предположение о том, сколько воды впитает губка. Предложите затем достать губку, отжать ее в емкость для измерения объема и убедиться в правильности ответа.

     В игре у дошкольника интенсивно развивается психика, формируются память, мышление, восприятие; больше проявляется произвольности, он лучше запоминает, дальше и выше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации обучения.

     Не лишайте ребенка радости игры, пусть он счастливо проживет свое детство – самоценный период в жизни человека. Играя, ребенок практически всегда испытывает чувства восхищения и удовольствия, которые освобождают его от эмоционального дискомфорта, положительно воздействуют на психическое развитие дошкольника.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:

Для детей дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.