Методические рекомендации педагогам, направленные на формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми
1.Устанавливайте личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени,
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка,
- используйте тактильное прикосновение (внимание: у некоторых детей это вызывает отрицательные реакции и даже стрессовые состояния).
2.Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение (не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах).
3.Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности:
- исключите из вашей речи окрики, резкие интонации,
- обратите внимание на интонирование,
- постарайтесь избавиться от слов - «паразитов» («ну», «значит», «в общем» и т.д.)
4.Помните, что дошкольник – существо невербальное, поэтому старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5.Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в д/с; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?
6.Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям,
- способны ли вы смеяться вместе с детьми,
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
7.Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте свою деятельность,
- стремитесь ставить себя на место ребенка,
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы пед.воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите,
- ясно и понятно излагать доводы детям,
- проявлять выдержку и терпение. Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть ребенку в глаза.
9.Внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что дошкольникам свойственна высокая подражательность.
10.Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не его личность. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов:
- требований («Не мешайте», «Перестаньте ссориться»),
- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива),
- нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»),
- оценки, которые несут в себе характер иронии («ну я так и знала, что это сделал опять Петров»),
- возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»),
- предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»)
- вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?»
Постарайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»),
- ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»),
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»),
- разъяснение («Я вам сейчас расскажу, как это произошло»).
11.Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
- непонимание психологической ситуации, настроения детей,
- недостаточная саморегуляция,
- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе,
- механическое копирование стиля общения коллег
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника |