О проекте «Кто такие муравьи?»
Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения они учатся анализировать и сопоставлять.
Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Так появилась идея проекта «Кто такие муравьи?». Цель которого: расширить представление детей о муравьях и их большом значении в жизни леса. Развивать познавательный интерес, творческие способности.
За время проведения проекта нам пришлось решать целый ряд задач:
- Развивать интерес и желание к экспериментированию.
- Формировать реалистические представления о природе, навыки коллективного труда.
- Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших.
- Дать более глубокие знания о муравьях и их жизни, и месте обитания.
- Расширить представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях муравьёв.
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.
- Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.
А так же привлечь родителей к участию в проекте и обратиться к ним за помощью в создании макета муравейника.
Наш проект ещё не завершён, но мы уже многое успели сделать:
1. Беседа о муравьях в истории.
2.Дидактическая игра : «Что с начало, что потом», «Ответь на вопросы», «Игра в слова», «четвёртый лишний», «Учись сравнивать».
3. Составь описательный рассказ.
4. Чтение сказки В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», заучивание стихов.
5. Просмотр мультфильма.
6. Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок.
7.Опыт: «Зрение, слух, обоняние» у муравья.
8. Родители сделали нам макет муравейника.
Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.
Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
Лебедева Наталья Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории.