Изучение английского языка в дошкольном учреждении.
Эффективное обучение иностранным языкам приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень, положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор, способствует формированию всесторонне развитой личности. Польза изучения ИЯ ни у кого не вызывает сомнений. Но при этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно того, когда следует начинать изучать ИЯ и что следует понимать под начальным этапом обучения ИЯ.
Известен опыт обучения детей с 4-лет. Но единого мнения среди ученых, методистов и педагогов-практиков нет.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети дошкольного возраста знакомятся с иностранным языком. Такие занятия дают дополнительные возможности для разностороннего воспитания дошкольника, для развития не только языковых, но общих способностей. А также принимая во внимание тот факт, что нагрузка на детей в начальных классах значительна, то знакомство до школы с предметом "Иностранный язык" позволяет не только подготовить ребенка к обучению, но и сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического запаса. Изучение иностранного языка в предшкольном периоде позволяет обеспечить более комфортное вхождения ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сенситивный период для изучения иностранного языка.
Определение готовности ребенка к обучению ИЯ
Прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, следует выяснить, готов ли он психологически к усвоению этого предмета. Поэтому точно определить возраст, с которого всех детей можно начинать обучать иностранному языку, не представляется возможным, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному.
Перечислим некоторые из них:
- сформированность сознательного восприятия, устойчивого внимания;
- способность к переключению, наблюдательность;
- развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление;
- умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении;
- сформированность навыка самоконтроля - умения проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется), умение работать в заданном темпе.
Нельзя не упомянуть некоторые важные свойства личности, которые также необходимы для успешного овладения иностранным языком. К таковым относятся: наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения.
Особенности обучения детей ИЯ на начальном этапе
Изучения иностранного языка в последние десятилетия входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, обязательный для усвоения, но и как одна из составных частей его жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу. Ориентируясь на эти реалии и потребности ребенка, родители, а, следовательно, и образовательные учреждения озабочены введением методик более раннего освоения иностранного языка.
Иностранный язык формирует коммуникативную культуру дошкольника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.
Интегративной целью обучения иностранному языку дошкольников является формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность дошкольника осуществлять межличностное и межкультурное общение на иностранном языке в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для ребенка.
Следовательно, изучение иностранного языка в детском саду направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей дошкольников в устной (аудирование и говорение) форме;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство дошкольников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников;
- развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие дошкольника средствами иностранного языка.
Но ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего, развивающая цель. Обучение иностранным языкам детей дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать ИЯ в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста и согласуется с ФГОС ДО.
- Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимание и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;
- Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;
- Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
- Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности.
Воспитатель, учитель английского языка Здобнова Л.В.