Экологическое воспитание в детском саду «Солнышко»
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому, мы, педагоги детского сада «Солнышко» в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне. На территории детского сада создана экологическая тропа. На этой тропе растут хвойные и лиственные растения, плодовые деревья и кустарники, цветы. В экскурсиях и наблюдениях по экологической тропе, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы его ощутить, запомнить, понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Мы выстраиваем свою работу в соответствии с этой мудростью. Дети как юные ученые, изучают различные растения, наблюдают за их ростом, изменениями в разные времена года. Мы уверены, что экологическое образование дошкольников в детском саду – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В каждой группе детского сада педагоги создали среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. В группах есть экологические лаборатории, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и другое). В каждой группе дети ухаживают за огородом на окошке. Воспитанники под руководством педагогов сажают семена культурных растений - помидоров, огурцов, болгарского перца, баклажанов, гороха - наблюдают за прорастанием ростков, учатся поливать растения, рыхлить почву. Учатся делать выводы, что необходимо для прорастания семян и роста растений. И как приятно воспитателям, что дети утром сразу подходят к своему маленькому огороду и стараются заметить изменения с растениями. Измеряют, как подрос лук и горох, где-то появился ещё один листок и пора ли делать причёску «травянчикам». В этом году мы участвуем в экологическом проекте «Огород на вынос». Дети вместе с воспитателями выращивают рассаду цветов. Рассадой ребята будут делиться с воспитанниками других групп, родителями, гостями детского сада. Весной в детском саду появятся уникальные клумбы из растений, выращенных своими руками.
На территории нашего детского сада есть опытно-экспериментальный участок, в который входят теплица и огород с грядками. Каждый год в теплице мы собираем ранний урожай редиса, укропа, салата. Летом 2016года мы вырастили 8 арбузов, которые оказались очень вкусными. Летом 2017г удалось вырастить 16 сортов помидор разного цвета. Красные, оранжевые, синие, чёрные, маленькие и большие. Ребята были удивлены, что бывают чёрные помидоры. Дети взвешивали на весах разного размера помидоры и определяли, какой плод тяжелее, а какой легче. Богатый был урожай и огурцов. Устроили конкурс «Чей огурец длиннее». Измеряли длину огурцов линейкой.
Дети с удовольствием едят овощные салаты на обед.
Необычной красоты клумба гладиолусов радует ребят и взрослых 2 года подряд. 64 сорта гладиолусов поражает своей красотой и необычайность. Это любимое место для фотосессий родителей и детей.
В своей работе с детьми мы используем такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. В нашем детском саду проходили проекты «Огород на окошке», «Разноцветная теплица», «Посади свой цветок», «Гладиолусы», «Птичник». В настоящее время мы участвуем в проекте «Посади свою клумбу», «Огород на вынос».
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. Мы принимаем участие в акциях «Посади свой тюльпан», «Крылья над Европой», «Листопад», «День энергосбережения», «Батарейка», «Сбор макулатуры», «Покормите птиц зимой», «Посланники климата», «Весна идёт», «Первоцветы». В этой интересной и непростой работе большую помощь оказывают родители воспитанников.
Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.
Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
Подготовила: воспитатель Рязанцева Л.В.