Цвет Размер шрифта Стиль шрифта Межбуквенный интервал Изображения
Черным по белому Стандарт Georgia Стандарт Отключить
Белым по черному Увеличенный Arial Увеличенный Включить
Синим по голубому Большой Verdana Большой

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад "Солнышко" пос. Коврово

Воспитание детей, консультации для родителей

Как хвалить ребенка

Самое главное правило, которое нужно запомнить родителям, - хвалить ребенка совершенно необходимо! И это правило не только для мамы и папы, но и для других родственников, и для воспитателей, и для учителей. А все дело в том, что ребенок должен начинать любое дело с ощущением грядущего успеха, с позитивным настроем. Это, кстати, относится и к взрослым тоже. При этом уверенность в успехе должна быть у ребенка с самых первых шагов.

Родителям приходится каждый день и каждый час задумываться: за что похвалить ребенка? Какой мотив к этому отыскать? Ведь даже самый маленький мальчик или девочка нуждаются в том, чтобы на них обратили внимание и еще раз подтвердили, какие они хорошие и любимые. Как только малыш научился говорить, родители чуть ли не ежеминутно слышат: «Мама, смотри!». И маме предъявляется очередной рисунок, поделка или акробатический этюд.

Оценка или одобрение?

И вот тут очень важно найти правильные слова. Как утверждают психологи, существует два варианта похвалы: оценка и одобрение. Смотрите, в чем разница: «Ты хорошо прочитал стишок» - оценка действия ребенка, а «Мне очень понравилось, как ты прочитал стишок», - одобрение.

Специалисты рекомендуют вместо «Ты молодец» произносить «Я очень рада, что у тебя получилось», вместо «Ты настоящая помощница» - «Мне так приятно, что ты мне помогла».

Другими словами, не отделывайтесь дежурными оценочными фразами, не оценивайте личность ребенка (плохой или хороший), а высказывайте свои чувства. Так ребенок будет понимать, что ваша любовь к нему не зависит от его успехов или неудач, что его любят такого, как он есть.

Внимание к деталям

Когда ребенок приносит вам рисунок или поделку из пластилина, не спешите произносить привычное «Умница!» или «Очень красиво!». Чуть-чуть напрягитесь, уделите рисунку пару минут и похвалите какую-нибудь особо удавшуюся деталь. Например: «У тебя получился очень красивый котенок, прямо как живой!»

Когда я была маленькой, мне больше всего нравилось показывать свои рисунки бабушке. Мудрая женщина не хвалила моих кривобоких принцесс, а говорила примерно следующее: «Как приятно смотреть на твой рисунок, ты никогда не забываешь нарисовать солнышко!» или «Очень красиво подобрала цвета, это платье принцессе очень подходит!». Прошло много лет, доброй бабушки давно нет на свете, а я все вспоминаю ее искренние похвалы-одобрения…

Сравнение – только с самим собой!

Постарайтесь никогда не сравнивать свое чадо с сыном соседки или дочкой подруги!

Если хочется похвалить, можно произнести нечто вроде «Как ты быстро научилась убирать свои игрушки, еще неделю назад у тебя получалось гораздо медленнее!» или «О, как аккуратно ты сегодня раскрасил рисунок, нигде не вышел за контур, у тебя получилось лучше, чем вчера!»

Любое обучение начните с поощрения

Делайте малышу «авансы»! Если вы недовольны его медлительностью при сборах на прогулку, дождитесь момента, когда он по какой-то причине оденется быстрее, чем обычно, и сразу похвалите его: «Сегодня ты собрался очень быстро, порадовал меня!». Так вы внушите ребенку веру в себя, он перестанет чувствовать себя неумехой, которого все только ругают за медлительность. Ему захочется еще и еще подтвердить свою состоятельность, он постарается быстро одеваться каждый раз.

Просьба о помощи

Психологи утверждают, что просьбы взрослых о помощи, обращенные к ребенку, - это то же самое одобрение, только замаскированное. И детям очень приятно, когда к ним обращаются за помощью или советом. Например: «Помоги мне, пожалуйста, застегнуть пуговицу» или «Как ты думаешь, нам сегодня приготовить котлеты или тефтели?».

Ребенок почувствует себя почти взрослым, - ведь к его мнению прислушиваются, с ним советуются!

Утро и вечер

Именно утро и вечер – наиболее важные моменты для похвалы. День малыша (и ребенка постарше – тоже) должен начинаться с объятий, улыбок и ласковых слов, которые станут его зарядом бодрости и хорошего настроения на целый день. Не менее важно приласкать и сказать нежные слова перед сном, когда мир накрывает тьма, и ребенку очень важно уснуть с чувством, что его любят.

Как хвалить нельзя?

- Не хвалите за то, что дается ребенку без всякого труда! Данные Природой способности к танцу, хорошая память или гибкость – вовсе не повод для похвалы. Более того, такая незаслуженная похвала может принести вред: маленький «гений» быстро привыкает и ждет все новых повторений. При этом к нему приходит чувство превосходства над другими детьми, лишенными его талантов.

- Не ставьте своего ребенка в пример другим, если что-то ему дается легче! Одному, чтобы выучить стихотворение, достаточно прочесть его пару раз, а другой потратит полчаса. Это вовсе не означает, что второй ребенок хуже первого, - дело всего лишь в разных способностях. Нельзя противопоставлять двух детей друг другу. Это не побудит «брать пример» с более способного, а посеет раздражение, зависть и нездоровое соперничество.

- Не хвалите без всякого повода! Ведь почти всегда можно найти реальное достижение, вместо того чтобы «на ровном месте» без конца твердить: «Ты такой умный, добрый, красивый!».

Часто повторяющаяся похвала без повода обесценивает добрые слова, ребенок привыкает к ней. Кстати, даже самые маленькие дети очень хорошо чувствуют малейшую неискренность…

- Приучите себя хвалить не личность ребенка в целом, а его конкретный поступок, действие, успех. В противном случае у него сформируется завышенная самооценка, он постоянно будет ожидать похвалы себе, и это ожидание останется с ним и во взрослом мире. А ведь в институте или на работе трудно ожидать от окружающих, чтобы они без конца только хвалили, правда? Такое разногласие между ожидаемым и действительным отношением может стать причиной неврозов и стрессов.

Это очень трудно – сломать привычную схему похвалы, сменить механическое «Молодец» на более сложную и значительную схему одобрения. Скорее всего, поначалу у вас будет получаться не все и не сразу. И все-таки – попробуйте! Результаты не заставят себя ждать.


Консультацию подготовила

воспитатель 1 квалификационной категории,

Лебедева Наталья Анатольевна.